Руководство трудовой деятельности детей

С  начала учебного года мы организовали дежурства в старшей группе по принципу дежурства в средней группе. Дети дежурили по три человека, каждый за своим столом, сохранялись требования с дежурными, предъявляемые в средней группе. Со второй половины учебного года мы увидели, что организацию дежурства можно изменить, так как дети уже в достаточной степени овладели навыками труда: помнили о своих обязанностях, начинали дежурить без напоминаний, по указанию воспитателя распределяли свои обязанности, доводили дело до конца.
В специальной беседе мы сообщили детям новые правила дежурства. Сказали, что они быстро и ловко научились накрывать на стол и теперь будут дежурить не по три, а по два человека. Дежурные должны распределить работу на двоих, определить последовательность действий, выполнять свои обязанности, аккуратно убирать на место рабочий инвентарь.
Когда дети овладели организационными навыками труда, мы начали учить их планировать свою работу. Ставили перед ними конкретные вопросы: « С чего вы начнете свою работу? Что нужно для того, что бы столы  были красиво накрыты? Эти вопросы побуждали детей выбирать нужные средства для решения поставленных задач. приучаем дошкольников содержать рабочее место  в чистоте и порядке. Для этого ввели правила:  « Каждой вещи свое место», « Взял – положи на место, что - бы товарищу не пришлось искать».
Особое внимание мы придаём анализу дежурства. При этом стараемся подчеркнуть, благодаря чему была достигнута согласованность во всех делах.
Причину успеха мы видим в овладении детьми организационными навыками.
Не забываем мы и об индивидуальной работе с теми детьми, которые плохо владеют трудовыми навыками. В группе несколько ребят, недавно поступивших в детский сад, а также есть дети малоактивные, ленивые.
Вначале давали отдельные поручения, например: помочь дежурным расставить чашки, разложить салфетки, подмести пол. Затем детей с разным уровнем организованности и самостоятельности объединяем для совместной работы. Это поможет неумелым детям совершенствовать и закреплять организационные навыки.
Мы будем продолжать совершенствовать формы организации труда, осуществлять целенаправленное руководство трудовой деятельностью детей.
Хайминова В.В, воспитатель МБДОУ детский сад №27 «Берёзка»